Еще не одному ужгородскому князю придется поливать своей кровью родную землю, защищая ее от посягателей далеких и ближних. История донесет до наших дней краткие упоминания о том, что в 1086 году половцы опустошат край, а ужгородской «твердыни самородной» так и не сумеют взять. Весной же 1241 года перед нашествием золотоордынцев, возглавляемых самим Субудаем, который за пятьдесят лет воинской службы не потерпел ни одного поражения, крепость не устояла... И крепость, и город, выросший вокруг, еще не раз будут гореть, их не раз будут уничтожать, едва ли не стирая с лица земли, а замок и Ужгород вместе с ним вновь и вновь будут оживать. И в этом бесконечном, упрямом его «возрождении отразился и дух, и характер народа, который берег свои святыни в часы всех лихолетий, защищая их даже тогда, когда почти гибнул сам.
Тем
-то комплекс строений замка считается сегодня не только ценным фортификационно-архитектурным памятником, но и бессмертным памятником духовности закарпатцев.
Фундамент
крепости стоит на вулканической сопке высотой почти в 30 метров, выросшей поперек Ужанской долины. Крепость -- 2,5 гектара под сооружениями и еще 6 гектаров замкового двора и парка -- сравнительно невелика (например, Московский Кремль имеет площадь свыше 28 гектаров), но это и не меньше, чем, скажем, замки в Нежине или Переяславе (первый занимает 6, второй 8 гектаров). И к тому же, расположение главного корпуса, галерей, бастионов абсолютно типично для восточноевропейской архитектуры XVI--XVIII столетий.
Конечно
, крепость для тех времен казалась грозно неприступной. А еще, если учесть и естественные укрепления... ,
Первой
преградой для врага был природный водный рубеж -- река Уж и ее рукав Малый Уж, протекавший по нынешней улице Подградской,-- в то время глубокие, с быстрым течением. Далее, хотя и не такими эффективными и значительными, препятствиями служили укрепления в виде редутов и деревянных стен. А самым серьезным испытанием для наступающих были глубокие (5--10 м) и широкие (15--20 м) внешние рвы, окружавшие крепость с восточной, южной и западной сторон. Северная же часть замка была надежно защищена крутым обрывом.
Замковая
стена с четырьмя бастионами по углам окружает цитадель с трех сторон, а с четвертой, северной, прилегает к главному корпусу -- детинцу. Последним препятствием для нападающих был внутренний ров, окружавший главный корпус замка с трех сторон, тоже широкий (до 15--20 м), но уже помельче (3-4 м).
Через
внешний и внутренний рвы были переброшены подъемные мосты. После утраты замком во второй половине XVIII века военного значения мосты были сняты, внутренний ров засыпан землей. Засыпан также и колодец, попавший после последней перестройки в одну из комнат на первом этаже.
Над
главным входом в замок виден старинный герб Ужгорода, на котором изображены виноградные лозы с кистями винограда. Он сменил более древний герб, существовавший с 1551 года.
Символика
нового герба соответствовала хозяйству города -- виноградарству и виноделию. Известно, что начиная с XVII века вина Ужгорода отправляли в Россию, Польшу и Германию, и они не уступали по качеству уже известным тогда в Европе бургундским.
Герб
был утвержден в 1615 году городским советом, а через двадцать лет -- и королем. Печатью с изображением герба пользовались вплоть до 1944 года. Виноградная лоза с гроздьями осталась и на современном гербе города.
В
подъезде, слева и справа, видим продольные желоба, которые тянутся снизу вверх. Если врагу все-таки после длительного штурма удавалось разбить или разрушить подъемный мост, то сверху по этим желобам спускался кованый железный занавес, который надежно закрывал вход. Слева у входа хорошо сохранился камин, у которого в холодную пору грелась стража. А на потолке видны отверстия, через которые защитники крепости поливали кипятком и горячей смолой врага, сумевшего все же прорваться в подъезд. Справа, у подножия арки, лежит камень с круглым углублением, где обязаны были гасить свои факелы гости, приезжавшие ночью.
Как
только войдешь на замковое подворье, сразу бросается в глаза чугунная статуя Геракла, убивающего лернейскую гидру. Скульптор В. Кинне увековечил второй подвиг мифического героя. Статуя отлита из чугуна в 1842 году и по замыслу была фонтаном в саду санатория на Ужокском перевале. Но в годы первой мировой войны санаторий был разрушен, а статую, частично поврежденную снарядом, привезли в замок и установили для обзора как памятник литейного искусства закарпатских мастеров.
Главный
корпус занимает доминирующее положение в оборонной системе крепости. Он повторяет контуры внешних крепостных сооружений, то есть имеет форму квадрата, по углам которого стоят мощные башни. Толщина стен достигает 2,5 метра, что позволило строителям сделать внутри тайные переходы для междуэтажного сообщения.
В
подземельях хранились продовольственные запасы, здесь же скрывались мирные жители во время осад, (в этих же подземельях были и камеры пыток с тюрьмой. ) В некоторых письменных источниках мы встречаем упоминания о решетках, на которых огнем пытали людей... Казематы, где видны остатки древних каменных стен, вместе с тем являются и достоверным свидетелем тех многочисленных перестроек, которые осуществляли в основном французские и итальянские инженеры.
Над
казематами возвышалось четыре этажа главного корпуса. Четвертый этаж был деревянным и во время пожара в 1728 году (причина так и не была установлена) сгорел. Потом его так и не восстанавливали, хотя от этого замок многое утратил в своем декоре. Главный корпус построен в стиле ренессанса, насчитывает 40 помещений и многочисленные галереи. Во внутреннем дворе доныне сохранился 32-метровой глубины колодец. Вода из него во время длительных осад поистине имела цену, определить которую невозможно.
Поскольку
замок достиг своего расцвета в конце XVI -первой половине XVII века, то основные его сооружения и внешняя оборонная система, несмотря на некоторые более поздние переделки, в основном носят характер именно того времени. Поэтому состояние замка в этот период и взято за основу проекта реставрационных работ. В то же время решено открыть для показа элементы XII--XIII, а также наиболее интересные детали XIV вв.
По
-видимому, и в будущем станут открываться новые страницы «твердыни самородной», но всегда будут жить легенды, испокон веков порождавшиеся таинственностью и загадочностью средневековых замков.
Вот
одна из них.
...Был властелином замка рыцарь знатный. И была у него красавица-дочь, о красоте которой шла молва даже в далеких краях. А один из воевод задумал завоевать Ужгород. Чтобы разузнать, как овладеть укреплением, приехал он в замок. Здесь познакомился с девушкой, а та влюбилась в него и рассказала ему, какая военная сила есть в замке да где тайные ходы.
Узнал
отец об этом предательстве и приказал замуровать дочь живьем в стенах крепости. И с той поры нет девушке покоя. В полночь выходит она с плачем из своей темницы блуждать по замку. И мелькает белое платье в коридорах, на галереях, бастионах пока не начнет светать. А в третий раз подадут голос петухи -- только тогда возвращается она в отведенную отцом темницу...
За
тысячу лет на судьбу укрепления выпало исторических событий более, чем щедро.
После
ухода из Карпат золотоордынских завоевателей в середине XIII столетия замок уже стоял отстроенный,а в конце века венгерский король подарил город за верную службу палатину Владиславу Амодею. Среди последующих владык города и замка привлекает внимание имя Петра Петенко (Петуни), который, подняв в 1315 году восстание против короля Карла Роберта, повел переговоры с сыном галицкого князя Льва Юрием, предложив тому венгерскую корону. Тогдашняя поли

           <<<<<назад…...                                                                                                             …..СЛЕДУЮЩАЯ>>>>>

Hosted by uCoz